englishtochka

Статьи (Аналитика) | Параллельные тексты | Видеоматериалы | Словари | Топики | ЧаВо | Книжные магазины | Распродажа учебников | Ссылки на тесты | Новости | ЕГЭ

Архив новостей образования

Does listening to Mozart really boost your brainpower?
Действительно ли, слушая Моцарта, можно повысить свой интеллект?

You have probably heard of the Mozart effect. It’s the idea that if children or even babies listen to music composed by Mozart they will become more intelligent. A quick internet search reveals plenty of products to assist you in the task. Whatever your age there are CDs and books to help you to harness the power of Mozart’s music, but when it comes to scientific evidence that it can make you more clever, the picture is more mixed. 

Вы, наверное, слышали об эффекте Моцарта. Он состоит в том, что если малыши или дети постарше слушают музыку, написанную Моцартом, они становятся умнее. Быстрый поиск в Интернете разъясняет суть этого феномена и предлагает соответствующую музыку. Вам на помощь придут многочисленные компакт-диски и книги, а вот научное обоснование влияния классической музыки на интеллект достаточно сложно.

The phrase “the Mozart effect” was coined in 1991, but it is a study described two years later in the journal Nature that sparked real media and public interest about the idea that listening to classical music somehow improves the brain. It is one of those ideas that feels plausible. Mozart was undoubtedly a genius himself, his music is complex and there is a hope that if we listen to enough of it, a little of that intelligence might rub off on us.

Фраза "Эффект Моцарта" была придумана в 1991 году, а само исследование описано два года спустя в журнале «Nature». Оно вызвало волну интереса: каждому хотелось надеяться, что прослушивание классической музыки как-то повышает интеллект. Это одна из тех гипотез, которые выглядят правдоподобно. Моцарт, несомненно, гений, его музыка сложна для восприятия и заставляет клетки мозга работать.

The idea took off, with thousands of parents playing Mozart to their children, and in 1998 Zell Miller, the Governor of the state of Georgia in the US, even asked for money to be set aside in the state budget so that every newborn baby could be sent a CD of classical music. It’s not just babies and children who were deliberately exposed to Mozart’s melodies. When Sergio Della Sala, the psychologist and author of the book Mind Myths, visited a mozzarella farm in Italy, the farmer proudly explained that the buffalos were played Mozart three times a day to help them to produce better milk.

Идея разлетелась и тысячи родителей ставили музыку Моцарта своим детям, а в 1998 губернатора штата Джорджия в США Зелла Миллера, просили выделить бюджетные деньги на получение каждым новорожденным ребенком компакт-диска с классической музыкой. Это касалось не только младенцев и детей. Когда Серджио Делла Сала, психолог и автор книги «Мифы Разума», посетил ферму по производству сыра моцареллы в Италии, фермер с гордостью объяснил, что буйволам играли Моцарта три раза в день, чтобы увеличить надои молока.

I’ll leave the debate on the impact on milk yield to farmers, but what about the evidence that listening to Mozart makes people more intelligent? Exactly what was it was that the authors of the initial study discovered that took public imagination by storm?

Я пока не занимаю ничью сторону в дискуссии о надое молока, однако, как вы докажете влияние Моцарта на людей?

When you look back at the original paper, the first surprise is that the authors from the University of California, Irvine are modest in their claims and don’t even use the “Mozart effect” phrase in the paper. The second surprise is that it wasn’t conducted on children at all: it was in fact conducted with those stalwarts of psychological studies – young adult students. Only 36 students took part. On three occasions they were given a series of mental tasks to complete, and before each task, they listened either to ten minutes of silence, ten minutes of a tape of relaxation instructions, or ten minutes of Mozart’s sonata for two pianos in D major (K448).

Если мы посмотрим на первоисточник, первым сюрпризом для нас становится то, что авторы из Университета Калифорнии в Ирвине никогда не использовали термин "эффект Моцарта". А вот и второй сюрприз: они не исследовали воздействие на детей вообще, а проводили психологические исследования на студентах. Только 36 студентов приняли участие. В трех группах они получили серию интеллектуальных задач и перед каждым заданием они слушали либо тишину, либо расслабляющий текст, либо десять минут играла соната Моцарта для двух фортепиано ре мажор.

The students who listened to Mozart did better at tasks where they had to create shapes in their minds. For a short time the students were better at spatial tasks where they had to look at folded up pieces of paper with cuts in them and to predict how they would appear when unfolded. But unfortunately, as the authors make clear at the time, this effect lasts for about fifteen minutes. So it’s hardly going to bring you a lifetime of enhanced intelligence.

Студентов, которые слушали Моцарта, справились лучше с заданиями, при выполнении которых нужно было задействовать абстрактное мышление. Пространственные задачи на время, где студент должен был найти подходящую фигуру, также решались хорошо. Но, к сожалению, как отметили исследователи, этот эффект длится около пятнадцати минут. Так что это вряд ли влияет на повышение уровня интеллекта в целом.

Комментарии:

Spark – искриться, разжигать (интерес)
spark off –  воспламенять, зажигать; вызывать
Примеры:
What was it that sparked your interest in motoring? – Что пробудило твой интерес к автомобильному делу?
to quench a spark – гасить искру

Undoubtedly – несомненно, явно, бесспорно

Rub off – фраз. гл. (rub off on (to)) передаваться, переходить к (кому-л.)
Примеры:
I hope that some fine qualities of Mary's character will rub off onto you. – Надеюсь, некоторые достоинства Мэри перейдут и к тебе

Claim – требовать; предъявлять требования; заявлять о своих правах на что-л.
Примеры:
to claim the inheritance – заявить права на наследство The discoverer claimed the island for the nation. – Первооткрыватель заявил о присоединении острова к своей стране.

Conduct – сопровождать, сопутствовать, быть чьим-л. проводником
Примеры:
to conduct tourists through a museum – водить туристов по музею
to conduct an investigation – проводить расследование
to conduct a search – искать, обыскивать

Stalwart – последователь, стойкий приверженец; прил. – верный, преданный
Примеры:
stalwart friend – преданный друг
stalwart supporter – верный сторонник
the stalwarts of the Labour party – верные сторонники партии лейбористов

Brain arousal
Подъем умственной деятельности.

Nevertheless, people began to theorise about why it was that Mozart’s music in particular could have this effect. Did the complexity of music cause patterns of cortical firing in the brain similar to those associated with solving spatial puzzles?

Тем не менее, люди начали создавать теории о том, почему музыка Моцарта в частности может оказывать такой эффект. Может ли прослушивание сложной музыки вызвать процессы в мозге, похожие на те, которые необходимы для решения пространственных головоломок?

More research followed, and a meta-analysis of sixteen different studies confirmed that listening to music does lead to a temporary improvement in the ability to manipulate shapes mentally, but the benefits are short-lived and it doesn’t make us more intelligent.

Мета-анализ шестнадцати различных исследований подтвердил, что прослушивание музыки действительно приводит к временному улучшению умственных способностей (а именно, улучшению логики), но преимущества, вызванные «эффектом Моцарта», недолговечны, и классическая музыка не делает нас умнее по жизни.

Then it began to emerge that perhaps Mozart wasn’t so special after all. In 2010 a larger meta-analysis of a greater number of studies again found a positive effect, but that other kinds of music worked just as well. One study found that listening to Schubert was just as good, and so was hearing a passage read out aloud from a Stephen King novel. But only if you enjoyed it. So, perhaps enjoyment and engagement are key, rather than the exact notes you hear.

Тогда начали появляться предположения, что, возможно, Моцарт и не был гением. В 2010 году после большого числа исследований снова нашли положительный эффект, но указали, что и другая музыка оказывает аналогичное влияние. Одно исследование показало, что, послушав Шуберта, испытуемый сумел зачитать отрывок из романа Стивена Кинга наизусть. Но с вами будет «работать» только та музыка, которая вам нравится: возможно, именно удовольствие и является ключевыми элементом в процессе, а не само по себе прослушивание классической музыки.

Although we tend to associate the Mozart effect with babies and small children, most of these studies were conducted on adults, whose brains are of course at a very different stage of development. But in 2006 a large study was conducted in Britain involving eight thousand children. They listened either to ten minutes of Mozart’s String Quintet in D Major, a discussion about the experiment or to a sequence of three pop songs: Blur’s “Country House,” “Return of the Mack,” by Mark Morrison and PJ and Duncan’s “Stepping Stone”. Once again music improved the ability to predict paper shapes, but this time it wasn’t a Mozart effect, but a Blur effect. The children who listened to Mozart did well, but with pop music they did even better, so prior preference could come into it.

Хотя мы склонны асссоциативно связывать с эффектом Моцарта развитие младенцев и маленьких детей, большинство из исследований проводились на взрослых. Но в 2006 году большое исследование было проведено в Великобритании с участием восьми тысяч детей. Они слушали десять минут Струнный квинтет Моцарта ре мажор или три поп-песни: Blur’s “Country House”, “Return of the Mack”, Марка Моррисона и PJ и Дункана "Stepping Stone". Еще раз музыка улучшила способность складывания оригами, но на этот раз это не было эффектом Моцарта. Дети, которые слушали Моцарта, выполнили задание хорошо, но с поп-музыкой они сделали еще лучше, поэтому предпочтение было отдано именно ей.

Whatever your musical choice, it seems that all you need to do a bit better at predictive origami is some cognitive arousal. Your mind needs to get a little more active, it needs something to get it going and that’s going to be whichever kind of music appeals to you. In fact, it doesn’t have to be music. Anything that makes you more alert should work just as well – doing a few star jumps or drinking some coffee, for instance.

Независимо от ваших музыкальных увлечений, вы должны уметь складывать оригами. Ваш ум должен быть активным, он нуждается в чем-то, что подтолкнет его, независимо от того, какая музыка вам нравится. На самом деле, это не обязательно должна быть музыка. Все, что делает вас более готовым к работе - так же хорошо – несколько прыжков или чашка кофе.

There is a way in which music can make a difference to your IQ, though. Unfortunately it requires a bit more effort than putting on a CD. Learning to play a musical instrument can have a beneficial effect on your brain. Jessica Grahn, a cognitive scientist at Western University in London, Ontario says that a year of piano lessons, combined with regular practice can increase IQ by as much as three points.

Однако, существует способ, с помощью которого музыка может изменить ваш IQ. К сожалению, это требует немного больших усилий, чем просто вставить CD. Обучение игре на музыкальном инструменте может оказывать благоприятное воздействие на ваш мозг. Джессика Грэн, ученый Западного университета в Лондоне, Онтарио, изучающая когнитивные способности, говорит, что год уроков игры на фортепиано, в сочетании с регулярной практикой, может увеличить IQ на целых три балла.

So listening to Mozart won’t do you or your children any harm and could be the start of a life-long love of classical music. But unless you and your family have some urgent imaginary origami to do, the chances are that sticking on a sonata is not going to make you better at anything.

Так что прослушивание Моцарта не принесет вам или вашим детям никакого вреда и может стать началом пожизненной любви к классической музыке. Но если ваша семья не увлекается собиранием оригами, есть вероятность, что сонаты не сделают вас лучше.

Комментарии:

Complexity – запутанное дело, сложный случай;
Примеры:
processing complexity – технологическая сложность
manipulate shapes mentally – размышлять логически

Engagement – встреча, свидание; приглашение;
Примеры:
without engagement – без приглашения
dinner engagement – приглашение на обед
business-related engagements – деловые встречи
He had an engagement at a restaurant at eight. – У него была назначена встреча в ресторане в восемь часов.

Engagement – обязательство;
Примеры:
We regret to inform you that Mr. Scott is unable to meet his engagements. – C сожалением должны сообщить вам, что мистер Скотт не может выполнить своих обязательств.

Arousal – пробуждение;

Alert – тревога, сигнал тревоги, состояние боевой готовности;
Примеры:
to call an alert – сыграть тревогу
to call off / cancel an alert – сыграть отбой тревоги
full alert – полная боевая готовность
red alert – готовность номер один

Курсы английского языка в BKC-ih
Сеть школ с Мировым опытом!