englishtochka





Обучение онлайн

Уроки онлайн | "Cкоростные" уроки английского | Грамматика английского языка | Разговорники | Download | Личный опыт | Библиотека | Каталог ресурсов| Английское телевидение онлайн


Личный опыт

 

Вот какой ты, Английский язык!

Всем хорошо известно высказывание: "От любви до ненависти один шаг". Я же уверена, что и от ненависти до любви ничуть не больше! А убеждена я в этом, потому что есть у меня в жизни явный пример того, как ненавистное занятие становится самым любимым.

Тринадцать лет назад я поступила в очень хорошую московскую школу. Все было прекрасно: учителя меня радовали, предметы нравились. Английский язык у меня стали преподавать со второго класса. И надо сказать, что каких-то неизгладимых впечатлений от уроков иностранного языка в начальной школе у меня не осталось. И это не удивительно, ведь программа в младших классах построена на игре (а память у меня всегда была хорошая, поэтому я без труда учила песенки с пленки учебника Верещагиной) и разговор ведется исключительно на русском.

Проблемы начались уже в средней школе. Как я вспоминаю сейчас, английский язык превратился для меня в испытание! Я совершенно не могла понять, почему слово "what" надо читать через "о", а "town" - через "а". Конечно, сейчас я понимаю, что виной всему была несогласованность программы младшей и средней школы, но, будучи в четвертом классе, я стала верить словам учителей: "Иностранный язык - это не для тебя!"

Теперь, когда я сама стала преподавать язык детям, я стараюсь строить свои занятия не только на аудировании и игре, но и вводить постепенно в их сознание то, как читаются звуки, образовываются слова и чем отличаются английские предложения от русских. Есть замечательная книга "Beginning to read, write and speak English" (автор Р.Н. Ефимова, издательство КАРО), которая поможет вам или вашем детям начать читать в кратчайшие сроки и понять правила образования звуков.

Так я и жила с паническим страхом занятий английского языка и с уверенностью в том, что "это не для меня" до седьмого класса. А в седьмом классе мои родители, кажется, целиком осознали всю сложность сложившейся ситуации. Ведь некоторые мои одноклассники (которые, кстати, занимались дополнительно) уже прекрасно могли говорить на языке, в то время как я не могла связать и двух слов (хотя занимались мы уже по учебнику Streetwise издательства Oxford, в котором, как вы понимаете, нет ни слова на русском языке). Выход был найден в кратчайшие сроки - мне нашли частного преподавателя...

Частный преподаватель - мой спаситель или губитель?!

Я ужасно не хотела и боялась ехать на мой первый урок с новой преподавательницей. Но деваться было некуда. Каково же было мое удивление, когда милая женщина, встретившая нас, стала говорить на английском языке! И что самое страшное было для меня в тот момент, она требовала от меня ответа… Думаю, вы прекрасно понимаете, что я могла сказать только "Hello! My name is Nadya" (это фраза у меня закрепилась в памяти еще из тех песенок, которые мы учили в начальной школе :)). Но этого было явно мало.

Итак, милая женщина на некоторое время превратилась в моего врага. Почему? Да, потому что, мне тогда казалось, что только враг может задавать столько заданий ;)! Начали мы с простого - изучения ВСЕХ времен! В этом мне помогала очень наглядная и понятная книга "Повторяем времена английского глагола", автор Т.Б. Клементьева. Недавно я видела эту книгу в переиздании (издательство "Дрофа"). Кроме того, я занималась по известному учебнику Натальи Александровны Бонк, Галины Акимовны Котий и Натальи Анатольевны Лукьяновой. Упражнения этой книги, конечно, ужасно скучные, но зато они помогают закрепить все правила английского языка и пополнить словарный запас очень распространенными в устной речи конструкциями. Занятия у меня были два раза в неделю по полтора два астрономических часа. Каждый раз я получала примерно такое задание: два - три упражнения из Бонка, одна - две главы какой-нибудь книги, один отрывок с кассеты (пересказ, ответы на вопросы), мини сочинение (на заранее выбранную тему), плюс дополнительное задание, которое варьировалось в зависимости от того, по какому еще учебнику мы занимались в тот момент или какую именно тему надо было отработать.

Прошел год тяжелой для меня работы над языком (мы двигались в очень быстром темпе). Преподавательница стала для меня хорошим другом. И в восьмом классе я уже знала больше, чем мы проходили в школе. Стало легко учиться, и английский уже не был темой моих ночных кошмаров.

К сожалению, частный преподаватель в моем случае был единственным выходом, не смотря на то, что в школе у меня был очень хороший учитель. Просто нам всем надо четко представлять, что в группе по языку обычно не меньше 10 человек (это еще в лучшем случае) и что преподаватель просто не способен общаться индивидуально с каждым. Кроме того, в школе есть ужасное понятие "программа обучения"! И хочешь, не хочешь, а ты должен успевать за этой программой (и не важно, что полкласса не поняли тему).

На дополнительных уроках английского языка я изучала классическую грамматику и фонетику; как уже было написано выше, я занималась по учебнику "Бонк и др." и по разным разработкам, названия которых, к сожалению, я уже не помню. Еще я слушала разнообразные записи, которые должна была пересказывать (у издательства Penguin и Longman есть замечательные книги с кассетами для разных уровней знания языка; и моя преподавательница давала мне только кассеты, чтобы я тренировала "слух на язык"). Кроме того, я писала огромные переводы текстов, сочиненных моей же преподавательницей, изучала историю Англии, знакомилась с творчеством английских и американских писателей (книга Guide to English and American Literature, издательство "Менеджер") и многое-многое другое. Могу сказать уверенно, что мне безумно повезло с моей преподавательницей.

Когда английский язык перестал быть для меня сложным, мне очень захотелось выучить еще и французский. Сказано, сделано! И с десятого класса я стала ходить еще и на частные занятие по французскому языку.

Занятия с частным преподавателем открыли мне глаза на многие истины и правила изучения иностранного языка:

  1. Всегда нужно помнить о том, что английский язык - это один из тех предметов, который мы точно будем использовать на практике.
  2. Нельзя бездумно зубрить слова и выражения, не понимая самой структуры языка.
  3. Каждый день надо учить хотя бы по одному слову.
  4. Выполнение скучных однотипных упражнений по грамматике - это залог успеха вашей устной и письменной речи без ошибок.

Выбор пути или о том, как я стала студенткой.

Шло время, надо было думать о поступлении в институт. И поверьте, думала я совсем не об английском языке, а о медицине. Не знаю, к счастью или к сожалению, но мои мечты о том, чтобы учиться в медицинском институте, не стали реальностью. Пришлось думать, на что я еще способна… Сейчас уже и не помню, как вышло так, что я собралась поступать в московский государственный лингвистический университет. Но, когда я заявила об этом своим преподавателям в школе, они, похоже, решили, что у меня есть "какие-нибудь связи" (ведь они так и были убеждены в том, что "это не для меня", хотя я получала исключительно отличные отметки) или что я совсем не представляю, насколько сложно поступить в этот ВУЗ. Моя же частная преподавательница отнеслась к этому спокойно, так как точно знала, что у меня "способность к языкам"!:)

Вот так и случается в жизни, что на человека навешивают какой-нибудь ярлык, от которого невозможно избавиться. Даже сейчас, когда я прихожу в свою бывшую школу и рассказываю о том, что преподаю английский язык сама, на меня смотрят с недоверием и удивлением.

Весь одиннадцатый класс я занималась усовершенствованием своих знаний языка: у меня появился другой преподаватель (который знал специфику экзаменов в выбранный мной ВУЗ), я занималась одновременно по шести учебникам (некотрые из них: Michael Swan "Practical English Usage", Raymond Murphy "English Grammar in Use", учебник для подготовки к экзамену TOEFL), слушала кассеты (First Certificate, Longman, песни на английском языке), учила не меньше пяти слов каждый день и очень много читала.

Мои старания не прошли даром - я поступила в Московский государственный лингвистический университет (но только на вечернее отделение).

Я была счастлива, что смогла успешно сдать экзамены. В университете все просто потрясающе! Мне было очень интересно учить латынь (хотя и сложно), говорить на английском языке практически на всех занятиях и познавать профессиональные основы фонетики (со всеми ее шкалами и тонами).

Французский язык я продолжала изучать и кроме этого решила попробовать себя в испанском. Отучилась год на курсах, познала азы грамматики и поняла, что этот язык мне не подходит. Я убеждена, что у каждого языка, как и у человека, есть характер, так вот нрав испанского не сочетается с моим характером. Ну а в этом учебном году меня очаровал немецкий язык. И я сейчас твердо нацелена на то, чтобы овладеть им не хуже английского! ;)

Сейчас я студентка третьего курса, преподаю английский язык людям разного возраста и стараюсь сделать так, чтобы дети избежали моих неудач и сразу поняли, что английский язык (как и все остальные) очень полезен, важен и красив! Я стремлюсь к тому, чтобы язык стал доступен всем, а не только тем, у кого есть "способности". Честно говоря, мне кажется, что при правильном подходе к языку можно обучить любого человека.

Ну что же, желаю вам всем упорства и терпения в изучении иностранного языка!

Напоследок…

Прошу понять правильно все выше написанное: я совсем не призываю вас к тому, чтобы бежать к частным преподавателям. Язык можно выучить и в школе, занимаясь вместе со всеми. Только, если вы родитель, учтите, что ребенку надо помогать (один школьный учитель не сможет справиться со всеми) и что никогда не поздно начать изучение предмета. Если же вы не знаете языка, то, конечно, придется посоветоваться с человеком владеющим английским.

Ну, а в том случае, если вы уже взрослый человек и сами решили изучить язык в группе, не стесняйтесь задавать вопросы! Преподаватель должен знать, что вам не понятно, и своевременно оказывать помощь. Сразу скажу, что для самостоятельного изучения необходимо быть очень усидчивым человеком и, конечно, представлять себе, как устроен язык. На мой взгляд, "с нуля" выучить первый иностранный язык самостоятельно невозможно.

Надежда Балашова.

Еще статьи по теме:

Как должен проходить идеальный урок английского

Слушать на иностранном языке

Курсы английского языка в BKC-ih
Сеть школ с Мировым опытом!