englishdom    
Все для тех, кому нужен английский язык!

Статьи Топики Разговорник Библиотека

Практическая грамматика английского языка без учебника за 30 минут.
Часть 2.

Все права на картинки принадлежат © J. Moore, 2005. Я мог бы изменить картинки, приблизив их нашему пониманию и переведя часть на русский язык, но решил оставить колорит англо-саксонского образования.

Как и в первой части, материалы данной статьи основаны на материалах 2-х уроков американского/британского детского сада. В первой части мы рассмотрели 6 из 10 простых структур предложения. Здесь мы рассмотрим оставшиеся структуры, которые обладают некоторыми особенностями и относятся к «продвинутому» уровню искусства передачи своей мысли.

Этот материал будет полезен начинающему изучать английский язык в ЛЮБОМ возрасте, так как он объясняет в простой форме и структуре и на простых примерах, как формируется предложение в английском языке. Для изучающих английский как иностранный или как второй родной эти материалы бесценны, так как позволяют научиться формировать предложения в устной речи, используя всего несколько клише. Потренировавшись всего несколько раз с каждой из форм можно вполне сносно начать говорить. Сначала с самим собой, потом с близкими людьми или преподавателями по Skype, ну а потом Ваш путь лежит в направлении разговорных клубов, где Вы сможете отточить свои навыки и расширить словарный запас.

Итак, вернемся к теме и напомним.

Для понимания того, что происходит и как объясняется надо понять, что детям не объясняют что такое существительное, глагол, прилагательное и так далее. Это вводится в виде понятий, а не определений. Поэтому примем такую структуру частей речи – именное слово (name word), слово действия (action word), слово описание (description word), вопросительное слово (question word) или фразу, отвечающую на вопрос (question word phrase). Здесь так же вводится понятие слово связка (glue word).

Седьмая структура

Эта схема приводится для объяснения того, как поставить фразы или слова, отвечающие на вопросы, в начало предложения. Т.е как описать существительное в начале предложения и таким образом создавать более длинные предложения. Для описания этого вводится следующая цепочка примеров, основанная на фразе «Клоун танцевал вдоль тротуара» (“The clown danced down the sidewalk.” = person + action + word ending + where):

  1. What kind of clown danced down the sidewalk? – Какой клоун танцевал вдоль тротуара?
    The funny clown danced down the sidewalk. – Смешной клоун танцевал вдоль тротуара.
    What (funny) + Person + Action + Word Ending + Where (down the sidewalk)

  2. When did the funny clown dance down the sidewalk? – Когда смешной клоун танцевал вдоль тротуара?
    One morning the funny clown danced down the sidewalk. – Однажды утром смешной клоун танцевал вдоль тротуара.
    When (one morning) + what (funny) + Person + Action + Word Ending + Where (down the sidewalk)

  3. Why did the clown dance down the sidewalk? – Почему клоун танцевал вдоль тротуара?
    For fun one morning, the clown danced down the sidewalk. – Ради удовольствия клоун танцевал вдоль тротуара.
    Why (for fun) + When (one morning) + Person + Action + Word Ending + Where (down the sidewalk)
    Теперь схема усложнится, но это будет сделано незаметно для детей. При ответе на следующий вопрос будет добавлено сразу два определения, отвечающие на вопросы «как» и «чем». Обратите также внимание на то, что будет поставлена запятая, которая отделит основное предложение от дополнения, описывающего поведение клоуна:

  4. How did the clown dance down the sidewalk? – Как клоун танцевал вдоль тротуара?
    Wiggling his arms, the clown danced down the sidewalk. – Болтая (своими) руками клоун танцевал вдоль тротуара.
    How (wiggling) + what (his arms) + Person + Action + Word Ending + Where (down the sidewalk)

Безусловно, последнее предложение требует дополнительного разбора, так как там присутствует определение, относящееся к существительному «клоун», поскольку именно своими руками он болтал. Т.е дополнительное предложение построено по схеме близкой к схеме №1 и встроено в основное предложение. Как мы понимаем детям в таком возрасте – 3-7 лет сложно строить такие предложения и так описывать то, что они наблюдают или наблюдали. Такое усложнение оправдано для изучающих родной язык, то есть для тех, кто привык слышать подобные фразы в повседневной жизни. Оно позволяет понять на первичном уровне причины формирования таких предложений. Нам же придется довольствоваться фактом: так им объясняют, ну а пояснение деталей откладываются на более поздние периоды образования. Естественно, что дети тренируются на очень простых предложениях и отрабатывают сначала простые предложения.

Соответственно здесь приводится таблица с примерами слов и выражений, которые отвечают на вопросительные слова слева на схеме №7 и ими можно начинать предложение:

Хочу отметить, что нам приходится учить эти слова и выражения, тогда как дети, изучающие язык естественно или «прямым методом» слышат их по радио, из телевизора, на улице, в магазинах, в саду. В гостях. От родителей и так далее. Поэтому они не учат их. Эти слова и выражения, за естественными исключениями, уже давно находятся в их памяти и активно используются ими. Практика и тренировка есть основа их знаний. Мы можем в этом случае практиковаться, выполняя упражнения из шаблонов и посещая практические занятия или собрания в клубах и школах. Лучшими вариантами в этом смысле будут школы практикующие методы погружения и активные мероприятия. В школе MERGE я практикую вообще имитацию вырастания в англо-говорящей среде, и приведенные материалы используются именно там.

В этом же разделе так же объясняется особенности построения фраз, если в начало предложения ставится фраза, отвечающая на вопрос «где» (Where). Начальным примером служит предложение “Мышка была глубоко в стоге сена” (“A mouse was deep in the haystack”). При этом порядок слов может меняться – вспомогательный глагол может встать впереди существительного. Это используется для усиления смысла и значения того, что происходит:

A mouse was deep in the haystack. – Thing + Helping Verb (was) + Where (deep in the haystack)
Where was the mouse?
Deep in the haystack was a mouse. – Where (deep in the haystack) + Helping Verb (was) + Thing

Продолжая эту концепцию, можно вставить слово описание, отвечающее на вопрос «какая(ой)» (“What”) перед существительным:

Deep in the haystack was a mouse. – Where (deep in the haystack) + Helping Verb (was) + Thing
What kind was of mouse was it?
Deep in the haystack was a little mouse. – Where (deep in the haystack) + Helping Verb (was) + what (little) + Thing

Как уже говорилось, основной упор при обучении правильному построению предложения делается на его смысл, который выражается в том, что по другому предложения просто «не звучат» для уха того, кто владеет языком как родным. Естественно, поскольку это обучение, и не все дети одинаково развиты и могут допускать ошибки и в смыслах и в написании, поэтому им и объясняют это.

Отдельно стоит заметить, что обучение словам с определенными окончаниями, употреблению предлогов, числительным, цветам и формам происходит на иных занятиях и часто в игровой форме. В приложении указан источник, в котором есть некоторое количество реальных примеров сделанных детьми в детском саду или в первом классе. Обратите внимание на то, сколько слов Вы не знаете или их употребление для Вас неожиданно. Именно такие слова (состоящие из одного-двух слогов) и составляют основу мыслительного процесса в наших головах. Исключений нет. Употребление сложных (взрослых) слов не является критерием уровня владения языком. В конце статьи я дам рекомендация по грамотному набору таких простых слов.

Восьмая структура

Это уже весьма сложная структура и к ней будет много пояснений. Перед тем как разбираться в ней, рекомендую еще раз просмотреть предыдущие структуры, чтобы напомнить себе о правилах формирования предложений в данном контексте и концепциях.

Здесь речь идет о сложносоставных (сложных) предложениях, а именно в русскоязычной аналогии – сложносочиненными. Обратите внимание на небольшое отличие от русского языка в видах предложений, которое можно косвенно наблюдать при разборе примеров использования данной структуры.

Чтобы начать объяснять детям эту сложную конструкцию, обращается к тому факту, что предложение может начинаться с фразы, отвечающей на вопрос (как в структуре №7). Но теперь мы начнем с вопросительного слова «когда» (“When”). Посмотрите на фразы, с которых можно так начинать предложения, в таблице из раздела по структуре №7. Там нет этой фразы, но традиционное начало сказок – «Однажды в далекие, далекие времена…» (“Once upon a time…”), тоже относится к этой категории. Так делается перекрестная ссылка в памяти на то, что в одном предложении может быть два «центра» смысла. Т.е., предложение может иметь временной смысл и смысл действия. Далее происходит достаточно резкий переход к сложным предложениям, состоящим из двух разных смысловых по действию утверждений. Просто вводится понятие «слово связка» (“glue word”), даются примеры этих слов и приводятся примеры употребления.

Итак. Просто надо понять, что для объединения двух предложений в одно мы используем слова связки. Их называют союзами и вообще-то их большое множество. Но для нас сначала будут важны самые распространенные и простые в употреблении английские слова связки “and, as, while, because” («и, поскольку = так как, пока = тем временем, потому что = так как»). Применение других союзов изучается детьми по мере необходимости. Для пояснения применения структуры приводятся два примера употребления союза «и» (“and”) в последовательности, показанной ниже:

  1. Пример соединения двух предложений (упор на соединение по смыслу)

    Suddenly a dog leaped out of the crowd and then it licked the clown!
    When (suddenly) + thing (dog) + action (leap) + word ending (-ed) + where (out of the crowd) + glue word (and) + when (then) + thing (it) + action (lick) + word ending (-ed) + who (the clown).
    Неожиданно из толпы выскочила собака, и потом она лизнула клоуна!

  2. Пример соединения двух предложений (упор на соединение по действию)

    At that moment a dog leaped out of the crowd and landed on the clown’s shoulder!
    When (at that moment) + thing (dog) + action (leaped) + where (out of the crowd) + glue word (and) + second action (landed) + where (on the clown’s shoulder)
    В этот момент собака выскочила из толпы и запрыгнула на плечо клоуна!

Обратите внимание на три особенности такого подхода. В первом примере предложения, из которых состоит сложносоставное предложение, строятся по традиционной схеме, т.е. у обоих предложений есть существительное и глагол. Во втором случае, предложение не имеет существительного (можно было бы поставить он, она, оно (he, she, it), имея в виду собаку), но оно пропущено нарочно, выделяя смысл примера – объединение двух действий. Второй момент, на который я хочу обратить внимание, это применение запятых. В сложносоставных предложениях английского языка запятые ставятся только при объединении с третьим дополнительным смысловым предложением. Однако это лишь вскользь упоминается в контексте данного урока. Пунктуацию, как и в наших школах, англо-говорящие дети изучают в более поздних классах. И, в-третьих, обратите внимание на то, что во втором примере нет разделения на слово действие (action word) и его окончание (word ending) при разборе структуры. Это позволяет в дальнейшем при практических занятиях объединить в голове у ученика эти два понятия и более не разделять их. Тут же хочется отметить, что вопрос неправильных глаголов вообще не поднимался и их применение проходится на практике, когда при описании того, что дети хотят перенести на бумагу (специальные формы) делают ошибки, ставя окончания там, где применяется неправильная форма глагола. Тем самым, ненавязчиво, естественным способом у детей развивается представление о переносе устной речи на бумагу и многообразие форм такого переноса даже в таких сложных случаях. Никаких грамматических, синтаксических и семантических сложных терминов и понятий не вводится и не разъясняется.

Девятая структура

В данном месте урока объясняется, что слова и фразы, отвечающие на вопросы «кто, что = какой, где, когда, почему = зачем, как = откуда» (“who, what, where, when, why, how”), могут ставиться в любом месте предложения. Т.е., именно здесь ломается представление о структуре как таковой, оставляя только основные составляющие предложения: существительное (его описание) + глагол (и его дополнения). Рассмотрим следующие примеры, в которых описание ставиться между существительным (именным словом) и глаголом (словом действием):

The juggler at the circus tumbled across the field. – «Жонглер растянулся на арене цирка»
Noun (The juggler) + Where (at the circus) + Verb (tumbled) + Where (across the field)
Harry, a veterinarian, examined the small puppy. – «Ветеринар Гарри осмотрел маленького щенка»
Noun (Harry) + Who (veterinarian) + Verb (examined) + What (small puppy)

Десятая структура

Это собственно даже не структура предложения. Это скорее разъяснение того, что предложение можно и даже лучше начинать с разнообразных слов, а не только с традиционных: имени героя (name of the character), я/он/она (I/he/she), они (they), затем (then), итак (so), поэтому (because), но (but) или the (определенный артикль). Помните, что речь идет о письме. Но эти же правила применимы и в устной речи.

Начинать предложение можно используя два самых простых способа:

  1. Если предложение начинается с множественно числа существительного, то его можно начинать без определенного артикля “the”:

    The seals slapped their paws together. -> Seals slapped their paws together.
    Plural noun (seals) + Verb (slapped) + What (their paws) + How (together).
    Морские котики шумно складывали (слово «схлопнуть», подходящее сюда по смыслу, отсутствует в русском языке) свои ласты вместе.
    The clouds drifted over the barn. -> Clouds drifted over the barn
    Plural noun (clouds) + Verb (drifted) + Where (over the barn)
    Облака проплывали над сараем.

  2. Предложение можно начинать со слов, оканчивающихся на “ing”.

    Swinging, the monkey leaped from branch to branch
    How (swinging) + Thing (the monkey) + Verb (leaped) + Where (from branch to branch)
    Раскачиваясь, обезьяна прыгала с ветки на ветку.

Это позволяет писать или говорить разнообразно и описывать ситуации с большим смыслом.

Заключение

Ну, вот собственно и все.

Осваивать сложение слов в предложения лучше постепенно, начиная от первой структуры до последней. Потренируйтесь с десятком другим по каждой из схем. Это добавит Вам и слов и наработает практику. То, что слова в предложении можно менять местами это правда, но надо помнить. Что существительное ВСЕГДА идет ПЕРЕД действием (глаголом), которое совершает или которое совершается над ним, а что перед ними, между ними или после них должно описывать (расширять) информацию об этих основных частях предложения.

И как обещал, я привожу здесь специальный инструмент для подбора слов к упражнениям. Это не имеет отношения к моей методике и является вспомогательным инструментом для пополнения словарного запаса. Для лучшего подбора слов и ускоренного запоминания совместных комбинаций существительное-глагол нужно составлять таблицу(ы), показанные на рисунке. Это так называемая сетка слов. Как видите, в первой колонке стоит существительное, а во второй глаголы, которые могут применяться для описания действий с этими существительными. Подобрать их можно простым переводом с русского на английский. Однако, помните, что носители языка часто применяют глаголы (да и слова в целом), которые мы бы не в жизнь не употребили. С этой поправкой я желаю Вам наискорейшего освоения разговорного английского языка и переходу к практике на одном из разговорных клубов Москвы или города, где Вы живете.

наверх

Руководитель проекта MERGE
Автор методики 1989 года - "Изучение иностранного языка как второго родного без выезда зарубеж и без общения с носителями языка"
Написано для Study.ru в рамках проекта Английский клуб MERGE

 

 

 
 

Читайте также:

Нужен письменный или устный перевод?

Просто наймите профессионалов!

Обращайтесь за
услугами переводчика в бюро переводов
"Норма-ТМ"