Статьи Топики Разговорник Библиотека

Язык можно изучать и преподавать с удовольствием!

Язык можно изучать и преподавать с удовольствием

Я приглашаю вас подумать, поразмышлять о том, что важно в профессии преподавателя иностранного языка, репетитора в частности, и как это может быть полезно нашим студентам.

Начало карьеры

Я веду отсчет своего профессионального опыта в преподавании иностранных языков с 1988 года. И прежде всего, это опыт группового и индивидуального обучения английскому языку.

Развивать умение слушать

Умеете ли вы слушать других людей и поощрять таким образом их желание свободно высказываться на иностранном языке? Выбор наиболее подходящей формы слушания зависит от конкретной ситуации. Всего выделяют 4 формы:

  1. “Косметическое слушание”: ”Я делаю вид, что слушаю, хотя на самом деле я думаю о своем”.
  2. Разговорное слушание:’’Я участвую в беседе, говорю, слушаю, думаю, говорю”.
  3. Активное слушание:”Я очень внимателен к словам собеседника, я запоминаю и задаю вопросы, чтобы убедиться, что я правильно понял..”
  4. Глубинное слушание, когда ты “превращаешься в слух”. Несколько лет назад я училась на курсах испанского языка в Институте Сервантеса. Испанский – мой второй язык, я его очень люблю и продолжаю учить сама и преподавать. Наш ‘’profesor’’ (так приятно нас называют в Испании), носитель языка, был очень хорош! Кроме одного – он не любил слушать своих студентов, он сам любил высказаться, истории рассказывал про Испанию,про обычаи и т.д. Да, аудирование я подтянула, но говорить лучше не стала, он не дал нам шанса!

Что и как мы едим?

Занятия иностранным языком – это пища для ума и как всякая пища должна быть полезной и сбалансированной. В школах” перекармливают” домашними заданиями, а порой “оставляют без ужина”. Когда я как репетитор сталкиваюсь с умопомрачительным количеством домашних заданий, а нередко с их полным отсутствием, я , мягко говоря, удивляюсь. Причина такого дисбаланса лежит в отсутствии планирования и размышления над материалом, дали то, что видели перед глазами в учебнике – вот и все, а не видели ничего, так и не дали, и точка.

Также супер важно, по каким учебникам и учебным пособиям, текстам и аудиозаписям мы учимся. Правильно подобранный учебник – это как хорошо сшитое платье. Все или почти все в нем (в учебнике) радует и заставляет думать, но одного, даже самого лучшего платья - мало. Нужен целый гардероб – грамматики, учебные пособия, рабочие тетради, книги для домашнего чтения, собственные разработки учителя. Когда все подобрано со вкусом, учение доставляет еще большее удовольствие!

Ошибки

Принимаете ли вы тот факт,что все мы люди и порой совершаем ошибки в своей работе ( это касается как меня, так и других людей)?

Когда я работала в Академии ФСБ, вопрос с ошибками встал очень остро. Приходилось много заниматься языком самой и на занятиях встречались трудности, которые объяснить студентам сразу я не могла. Я делала записи и дома “проводила изыскания”. Также я поступаю и сейчас, говорю, что объяснить смогу на следующем уроке. Еще никто ни разу не потребовал немедленного разъяснения)).

Домашнее чтение

Я – “великий чтец”, так я себя иногда с уважением и с юмором называю, я просто я очень люблю читать, это мое хобби, я умею выбирать книги и согласна с тем, что книга - это собеседник, учитель, также это развлечение и утешение в трудную минуту и много чего еще. Я читаю по-русски, английски и по- испански. Домашнее чтение я практикую почти со всеми своими студентами. Когда мне удается прочесть книгу по-английски, а потом перевод на русский, а иногда и экранизацию посмотреть – это фантастика!

Cохранять твердость духа

Сохраняете ли вы твердость духа, остаетесь ли настойчивыми, когда сталкиваетесь со сложными ситуациями?

В июне 2015 мне позвонили с ресурса study.ru и попросили проконсультировать молодого человека, готовящегося к поступлению в Университет МИД России. В МГИМО есть свои внутренние экзамены и издаются материалы для подготовки к ним. С этим материалами я было совершенно незнакома. Я приехала, начала работать и первой мыслью было, что лучше бы я этого не делала. В программе экзамена – раскрытие скобок на времена и сложный перевод. Трудности с “временами” – так папа обозначил проблему. Начали с раскрытия скобок, я волновалась, материал вижу впервые, еще не адаптировалась. Я себя всячески уговаривала и наконец “въехала в материал”. Под конец занятия мой ученик повеселел, чувствовалось, что уверенности прибавилось. Следующее занятие было полегче, я уже понимала, что от меня требуется. Родители десять раз сказали спасибо, я сумела за короткий период кое-чему научить, понять проблему, а еще и поддержать. Я дала понять, что когда человек волнуется перед экзаменом – это нормально! Вернулась домой в прекрасном настроении, я победила свой страх и получила выигрыш.

Мой английский родственник

Я люблю грамматику и по роду своей деятельности занимаюсь ею почти каждый день, так что глагол to be мне представляется почти родственником, по крайней мере, так я его ощущаю. Студенты ведут себя с “родственником” бесцеремонно – постоянно путают формы этого глагола, а иногда вообще игнорируют, просто опускают. Допустимо ли это? Вполне, если только вы не готовитесь к экзаменам или другим ответственным событиям. Главное – чтобы вас поняли! В таком случае основное внимание я уделяю не ‘’правильному языку”, а способности говорить с ошибками, быть “эффективным коммуникатором’’. Так кто же это такой? Но это уже совсем другая история.

Лариса Н. Воробьева
преподаватель английского языка
ноябрь 2015

 

 
 

Читайте также:

Нужен письменный или устный перевод?

Просто наймите профессионалов!

Обращайтесь за
услугами переводчика в бюро переводов
"Норма-ТМ"