Зачем школьникам учить английский?

Прошел на днях Emerging Forum 2014 от Британского Совета (British Counсil). Про него я буду писать еще не раз, а начну, пожалуй, несколько с отвлеченных мыслей — зачем нам язык.

Форум был предназначен для учителей английского языка, собравшихся со всей России. Каждый из них трудится на благо ребенка, подростка, взрослого, каждый — проводник знаний о языке Шекспира. Но по итогам форума меня не покидало ощущение, что на самый главный вопрос так и не ответили. Зачем учить иностранный язык? Да-да, именно «зачем». Все самые современные методики, все интерактивные уроки, использование Non-Standard English, - все это очень хорошо, но первичным критерием успеха является все-таки мотивация ученика.

В субботу, 15 марта, в рамках форума прошел круглый стол от «Новой Газеты» на тему «Английский в школах. Что мешает российским школьникам знать язык». О нем я расскажу подробнее в следующей статье, а пока поделюсь собственными наблюдениями. Был СССР, был «железный занавес», детей учили в школе сначала немецкому (до начала 60-х гг.), потом английскому (до наших дней), а кое-где и французскому. Ничего не изменилось — процент детей, которые понимают, что за иностранными языками — будущее, не изменился, а, возможно, даже и уменьшился. Я сама закончила английскую спецшколу и утверждаю: даже при том, что английский там был на должном уровне, не все дети получали хорошие оценки. Кто-то недолюбливал педагога, кто-то решил, что английский ему не нужен и добросовестно выполнял лишь необходимый минимум. К чести педагога, он никогда не завышал таким «старателям» оценки, просто потому, что подход у него был простой — на английском нужно разговаривать. Те, кто не понимает этого, знать язык никогда не будут. «Да я врач, да я же не лингвист», - такое можно повально было услышать в коридорах школы. Краткая беседа — и вот будущие врачи соглашаются, что на английском публикуются самые передовые статьи, что перевода порой нужно ждать по нескольку месяцев. За это время данные о новом методе лечения или лекарстве успеют устареть. Тогда школьники, которых вынудили согласиться, идут в атаку: «Да читать я и так смогу, а что еще нужно-то». Да все нужно! Хочешь ездить на конференции, выступать с докладами, работать за границей? Учи язык. К сожалению, даже самая простая связка «язык-деньги» не всегда работает. Лень? Да. Ничем другим я это объяснить не могу.

Язык требует постоянного труда. Это сложная логическая система грамматических, лексических и фонетических правил. И возможно, именно это и пугает детей, да и многих взрослых тоже. Кажется, что такой объем информации запомнить невозможно. На самом деле — и на круглом столе это звучало — нужно понимать, для чего мы используем эту информацию. Те, кто свободно разговаривают на иностранном языке, редко делают это из интереса. Однажды поборов лень, поняв, что ты можешь писать статьи на английском, можешь пообщаться с интересным человеком или получить высокооплачиваемую работу, - ты уже не остановишься. Иностранный язык — это свобода. В современном мире достаточно знать два-три ведущих языка (французский, к слову, таким не является), для того, чтобы беспрепятственно получать информацию извне. За это и платят работодатели, за это и приглашают на конференции. В следующей статье я расскажу, что думают эксперты круглого стола.

Варкалова Мария, главный редактор Study.ru.

Курсы английского языка в BKC-ih
Сеть школ с Мировым опытом!

Гарантия!

Бесплатный пробный урок!

Индивидуальная программа

С любого уровня