Почему наши дети не говорят по-английски?

Совсем недавно в Москве прошел всероссийский форум для учителей английского — Emerging Forum 2014. На нем поднимались многие важные вопросы обучения иностранным языкам, однако хотелось бы особенно остановиться на круглом столе от «Новой газеты». Дискуссия о том, почему наши дети не говорят на английском, продолжалась часа два — все это время зал гудел: тема-то наболевшая.

Сначала обсуждали, почему даже в школах с углубленным изучением языка родители нанимают своим детям репетиторов. Сообща пришли к выводу, что родители, прежде всего, перестраховываются. Во многих школах, особенно расположенных в регионах, острый дефицит кадров, по словам одной из участниц: «школы в регионах испытывают то же, что Москва в 90-х». Репетитор не вредит учебному процессу только если не лезет «поперек батьки в пекло». Зачастую бывает, что он проходит со своим студентом не одну положенную тему, а несколько загодя, чем очень мешает и учителю, и остальным ученикам. Ведь такие «отличники» не сидят спокойно на уроке, не слушают уже пройденную тему.

Кстати, об отличниках. Несмотря на то, что современная реальность отличается в лучшую сторону от того, что было еще 20-30 лет назад, дети все равно неохотно учат английский. Хотя, справедливости ради, нужно признать, что в связи с тем, что многие дети уже с самого раннего возраста ездят по заграницам, язык дается им легче. Не секрет, что родители возлагают большие надежды на учителей, а те, в свою очередь, считают, что все зависит от того, в какой семье растет ребенок. От уровня образованности родителей, от их настроя на учебу. Бывают перекосы в ту или иную сторону. Например, приводят семилетнего ребенка в центр дополнительного образования и требуют найти в его плотном расписании время для английского. При этом ребенок уже перегружен всем, чем можно. Или, наоборот, жалеют его и никуда не водят, или некогда им. Таким родителям нелишне напомнить, что в следующем году начинается пилотная сдача обязательного ЕГЭ по английскому в некоторых регионах, а лет через 5-7 его сдавать будет вся Россия. И как оговорилась в тему одна участница, «язык нужен сегодня всем, к сожалению».

Впрочем, слабая мотивация не только у школьников, но и у студентов. Некоторые из них предпочитают тратить по 30-40 часов на обязательные пересдачи, если не хотят быть исключенными из вуза, но не учить. Как же объяснить таким людям, что язык необходим? К сожалению, никак. Усилия педагога нужно направлять на поддержание собственного уровня знаний, потому как только в этом случае он сможет обучить студентов или школьников до рабочего минимума. Вопрос о минимуме щекотливый, так как необходимое, по мнению автора статьи, разделение на группы вызывает много вопросов. Родители не очень хотят отправлять ребенка в слабую группу даже если ему там самое место. Поэтому лучше всего разбивать по уровням, не конкретизируя. Иногда встречаются смешанные группы, но это не лучший вариант, так как учителю будет трудно вести урок.

Если посмотреть шире, то России откровенно мешает ее имперское прошлое. Любая империя всячески приветствует собственный официальный язык и неохотно учит другие. В современном мире человеку без языка трудно, но Россия не желает отказываться от своих привычек, несмотря на то, что даже на ее территории живут люди, которые разговаривают на карельском, татарском, чувашском и других языках. По мнению экспертов круглого стола, «нам нужно сесть в Европе за последнюю парту и учиться», особенно английскому языку - «языку демократии».

Больной вопрос — нагрузка учителей в школе и, как уже говорилось, отношение родителей. Только треть из них действительно хотят, чтобы их дети учили язык, для остальных же это формальность. Учителя заняты бесконечными отчетами, а в связи с невысокой зарплатой охотно берут платных учеников, таким образом, качество преподавания английского в школах значительно снижается. Бывает, что учитель сам плохо знает язык, впрочем, современные стандарты обучения не подразумевают того, чтобы дети разговаривали. Главная задача — сдать ГИА и ЕГЭ. «Не секрет, что эффективность работы губернаторов определяется в том числе и средним баллом ЕГЭ в регионе, хотя, казалось бы, причем здесь они?».

Конференция завершилась ободряющим «Все зависит от учителя». Если он действительно любит и знает свой предмет, то проблем быть не должно. А заинтересованный ученик сам сподвигнет такого учителя повышать свой уровень знания предмета. Психологический же фактор таков, что все боятся делать ошибки. Учителя не исключение. Но не делая ошибок, не научишься разговаривать. Свободно владеть языком — значит, уметь говорить так, чтобы тебя поняли. Мелкие грамматические нюансы оставим профессионалам.

Варкалова Мария, главный редактор Study.ru.

Курсы английского языка в BKC-ih
Сеть школ с Мировым опытом!

Гарантия!

Бесплатный пробный урок!

Индивидуальная программа

С любого уровня