Статьи Топики Разговорник Библиотека

Аналитика

Обсудить в форуме

Обучаем ребенка азам чтения на английском языке

 

Часть 4

1 часть. Предварительные замечания (1 стр.)
2 часть. Перед тем, как приступать к чтению и письму (1 стр., 2 стр.)
3 часть. Привыкаем к начертаниям и названиям букв (1 стр., 2 стр.)
4 часть. Пишем!!! (1 стр., 2 стр.)
5 часть. Чуть-чуть больше, чем азы (1 стр., 2 стр.)
6 часть. Еще чуть-чуть больше, чем азы (1 стр., 2 стр.)

Пишем!!!

Первые слова

«Это Бяка-Закаляка
Кусачая,
Я сама ее из головы выдумала».
«Что ж ты бросила тетрадь,
Перестала рисовать?»
«Я ее боюсь».

К.И.Чуковский, «Закаляка»

Итак, ребенок понимает, что от него требуется, когда его просят «правильно» произносить звуки, твердо знает несколько коротких и простых английских слов и привык к начертаниям английских букв. Наконец, мы можем подойти к самому ответственному моменту: после длительной подготовки мы можем начать писать.

Идея следующего этапа обучения проста.
Вы рисуете в тетради картинки и пишете рядом слова. Звучание очевидных для ребенка слов подсказывает ему не только ключ к чтению слов, но и ключ к чтению букв. Ребенок вооружен знанием звучания слова и привычным обликом значков, чтобы самостоятельно «расшифровывать» назначение каждой буквы.

Многие родители пугаются перспективы рисовать картинки. Но в этом нет ничего сложного. От вас требуется условный рисунок в несколько линий – лишь бы ребенку было понятно, кто это или что это. У любого получится мордочка с ушами, усами и раскосыми глазами – кошка; или мордочка с длинными ушами и двумя зубами – кролик. Эту статью я проиллюстрировала фрагментами одной из сохранившейся у меня тетрадок, предназначенной для шестилетнего мальчика, на тот момент не читавшего на родном языке.

Для будущих прописей я обычно выбираю очень тоненькую тетрадку, так как это дает возможность часто начинать новые тетради. Чистая тетрадь оказывает на детей магическое действие – они воспринимают ее как жизнь с чистого листа. Она вызывает у них прилив вдохновения и старательности.

И, напротив, они часто перестают стараться, если в тетрадке уже много начеркано или если им кажется, что они уже могут писать гораздо лучше, чем в первой тетрадке на первой странице, очень расстраиваются, если им приходится писать там, где у них что-то плохо получалось. Поэтому не жалейте в тетрадках места и выбирайте тетрадки потоньше.

У детей с особой тягой к идеальному часто возникает потребность бросить одну тетрадку и начать новую. Бывают и случаи таинственного исчезновения тетрадей с косыми и неопрятными буквами. Не стоит детям в этом особенно потакать – пусть у них будет лишний стимул стараться. Но и недооценивать эту тягу к совершенству, по-моему, нельзя.

Итак, в чистой тетрадке в клетку я рисую небольшую картинку, иллюстрирующую очевидное для ребенка слово. Как правило, это первое слово – "a cat" или "a dog".

пишем на английском

пишем на английском

Хорошо бы это делать прямо при ребенке, когда он наблюдает за процессом, пытается догадаться, что будет дальше, сам говорит английское слово, иллюстрацию к которому вы рисуете.

Затем я медленно пишу само слово и прошу ребенка его прочитать. Для него очевидно, как нужно читать это слово, поэтому чтением в полном смысле слова этот процесс назвать нельзя. Зато можно быть уверенным, что после того, как вы потрудитесь над этим словом, ребенок будет знать несколько исходных, опорных букв, а вокруг них, как вокруг первых паззлов, будут нарастать остальные буквы, как картина из мозаики.

Мы очень кропотливо трудимся над каждым первым словом, особенно в том случае, если малыш еще не умеет читать на родном языке.

Сначала ребенок несколько раз пишет это слово, а я слежу, чтобы он удобно и рационально писал элементы, соблюдал дистанцию между буквами, писал их на нужном уровне и делал это аккуратно.

Затем мы вместе выясняем, что обозначает каждая буква. Я закрываю одну из букв, начиная с последней, и спрашиваю, как теперь читается слово, какого звука не хватает, какая буква нужна, чтобы этот звук появился. После этого я прошу ребенка назвать все звуки, которые есть в этом слове, и показать на буквы, которые их обозначают. Наконец, ребенок снова пишет слово, называя каждый звук.
Потом можно переходить к следующему слову.

Как и всегда, я призываю вас не спешить. Сейчас вы создаете опору, и ошибиться здесь – это то же самое, что неправильно выложить первые элементы сложной мозаики.

Когда слов накапливается около пяти или шести, с ними можно придумывать упражнения.

1. Напишите слова и нарисуйте картинки в беспорядке. Ребенок будет узнавать цельный облик слова, соединять картинку со словом и читать слова.

пишем на английском

Если ребенок справляется с этим заданием легко, усложните упражнение: напишите лишнее слово; попросите ребенка сначала прочитать слово, а уже затем искать к нему картинку; попросите ребенка самостоятельно нарисовать картинки и соединить их со словами.

2. Нарисуйте картинки в столбик, а рядом с ними напишите соответствующие слова по два раза – один раз правильно, а другой раз – пропустив одну из букв или поменяв местами две буквы. Ребенку нужно узнать «правильное» слово.

3. Напишите в неправильном порядке буквы из слов, из каждого слова на отдельной строчке, нарисуйте рядом соответствующие картинки и попросите ребенка узнать слова и написать их правильно. Если ребенок справляется с этим легко, повторите упражнение, не рисуя рядом с набором букв картинки.

4. Напишите или напечатайте слова в строчку и попросите их прочитать.

5. Напишите слова в столбик, пропуская в каждом слове по букве, рядом со словами нарисуйте соответствующую картинку. Ребенку нужно написать недостающую букву. Пусть он делает это вместе с вами. Самое главное, чтобы он не механически вписывал недостающие буквы, а осознавал, какой звук обозначает каждая буква. Сначала спросите его, как должно звучать слово, потом, как это слово звучит сейчас, потом – какого звука не хватает, и только потом – какая нужна буква.

пишем на английском

пишем на английском

Очень часто у ребенка «не вспоминается» буква, ведь ее надо не просто узнать, не просто прочитать, но воспроизвести.
В такие моменты очень хочется просто написать букву за ребенка, но, как мне кажется, перспективнее набраться терпения и не делать этого. Я стараюсь активизировать память ребенка и подвести его к припоминанию буквы, даже если ему придется сделать только самый последний, маленький шаг: я использую «запоминалки» из прошлых занятий; прошу ребенка найти букву в алфавите; пишу на отдельном листе несколько букв и прошу выбрать нужную. Пусть это будут две буквы, одна из которых заведомо «не подходит», но ребенок все-таки приложит какие-то, самые минимальные, усилия, чтобы выбрать «нужную».

6. Сделайте карточки: на одной стороне – картинка, на другой – английское слово. Умение работать с карточками поможет вашему ребенку сформировать минимальный, но прочный словарный запас. Пусть малыш озвучивает карточки с той и с другой стороны. Если все идет хорошо, устройте контрольную – возьмите чистый лист и отмечайте зелеными галочками правильные ответы и красными – неправильные. Дети все это воспринимают всерьез и больше стараются.

7. Попросите его выложить слово из букв азбуки. Это гораздо легче, чем писать слова – нужно не воспроизводить, а только узнавать нужные буквы.

пишем на английском

8. Детям нравится писать слова на специальной доске для рисования толстыми фломастерами. Ребенок тратит очень много сил и очень быстро устает, когда выводит мелкие буквы тонкой ручкой или карандашом, зато писать толстым фломастером может довольно долго.

пишем на английском

Подойдет для этих целей и палочка, которой можно писать на сугробе или на песке, и мелок, которым можно писать на асфальте.

9. Для тренировки часто не хватает слов – их запас еще слишком маленький.
Под диктовку пишите на доске и выкладывайте из букв азбуки слоги. Это обычно не очень увлекает детей, поэтому внесите в этот процесс что-нибудь радующее. Например, пишите слоги одновременно с ребенком – пусть он сам сравнивает то, что написал он, с тем, что написали вы, и отмечает на отдельном листке или в специальном дневнике количество правильно и неправильно написанных слогов.

10. Напишите диктант! Выберите несколько самых простых слов и продиктуйте. Может быть, ребенку будет очень сложно, в этом случае помогите ему подсказками. Лучше, если ребенок напишет одно слово сам, чем несколько слов с вашей помощью. Я все время стараюсь, чтобы у ребенка было ощущение, что он продвигается вперед.

Продолжение читайте в апреле

 

 

 
 
Нужен письменный или устный перевод?

Просто наймите профессионалов!

Обращайтесь за
услугами переводчика в бюро переводов
"Норма-ТМ"