Статьи Топики Разговорник Библиотека

Аналитика

Обсудить в форуме

Интервью с руководителем методического отдела Denis' School

Преподаватель - такая профессия, с которой каждый знаком не понаслышке. Видели, знаем. Школа, вуз, курсы вождения или кройки и шитья, секции и лекции. И каждый для себя решил, каким должен, и каким не должен быть учитель. И что вообще от него требуется: чтобы научил, чтобы запомнился, чтобы не навредил?

В школе и в вузе выбирать, как правило, не приходится. Преподаватель достается такой, какой есть. Но в какой-то момент становится понятно, каких знаний действительно не хватает, и мы готовы заплатить за то, чтобы получить их. Часто это именно иностранный язык. Для поступления в вуз, для работы, для того, чтобы работу поменять или просто потому, что сегодня без языка никуда.

- Какими качествами, знаниями, умениями должен обладать преподаватель иностранного языка, чтобы мы не потратили деньги и время впустую? - Спросили мы Оксану Лебедеву, руководителя учебно-методического отдела Denis school, международной системы школ иностранных языков.

- Готовясь к интервью, я поинтересовалась у своих знакомых, какой преподаватель иностранного языка идеален для них. И оказалось, у каждого свое представление об идеале. Большинство на первое место поставили личные качества преподавателя - харизматичность, внимательность, творческий подход и другие, на второе уровень владения языком и профессиональные навыки преподавателя - умение обучать, объяснять доходчиво и подробно, на третьем оказались образование (ВУЗ) и опыт работы. Каждый, размышляя об идеальном преподавателе, основывается на свой собственный опыт обучения и ищет то, что ему не хватало когда-то в преподавателе и учитывает также свои особенности характера.
Я думаю, следует выделить некоторые объективные характеристики - знания и качества, которыми должен обладать идеальный преподаватель. Безусловно, это высшее профильное образование и высокий уровень владения языком, о чем можно даже не упоминать - это само собой разумеющиеся вещи. Очень важно для преподавателя умение адаптировать свою речь для слушателей и умение объяснить очевидные для себя понятия просто и доступно. Важно обучать слушателей реальному языку общения, а не готовить специалистов по лингвистике.
Часто преподаватели учат так же, как их учили в ВУЗах, но цели слушателей совершенно другие - им совсем не обязательно знать мельчайшие подробности грамматики, тонкости употребления слов, все исключения из правил и т.д. Я бы еще выделила умение работать с учебными пособиями и умение преломить любой учебник под нужды слушателя. Ведь любое пособие может быть интересным и полезным, а не только те, с которыми привыкли работать преподаватели. Все эти умения и навыки легко реализуются с помощью методики. По такой методике работают преподаватели ДС.
Поскольку методика разрабатывалась совместно с психологами, она учитывает также и психологические типы людей (аудиалы, визуалы, кинестетики) и их метапрограммы (возможностные, процедурные). Всем нам известно, что люди по разному усваивают информацию: кто-то любит смотреть, кто-то слушать, а кому-то нужно изучать язык в деятельности. Если мы говорим о метапрограммах, процедурным нужна четкая система действий. Материал должен подаваться структурировано. Пока они не поймут одно, им сложно перейти к другому. А возможностные наоборот, "умирают" от скуки при выполнении четко последовательных действий. Вот, на мой взгляд, наиболее важные умения и навыки, которыми должен обладать профессионал.

- Учительские стили бывают разными. Можно транслировать знания, не очень заботясь о том, что усвоил ученик, это, скорее западная модель. Наш преподаватель, как говорят дети, больше достает: он будет биться за то, чтобы все усвоили, "взяли" материал. У кого лучше учить язык у русскоязычного преподавателя или у носителя языка?

- Мы привыкли со школы: нам все объясняют, разжевывают, требуют и заставляют. На Западе же преподаватель - помощник, который все необходимое даст, но возьмет ли ученик - решать ему самому. Учение - личное дело каждого, и никто не будет дополнительно требовать и заставлять. Вряд ли англоязычный преподаватель будет учитывать ваши личные особенности и цели - их должны знать вы. В обучении иностранным языкам, носитель живого языка может поддерживать уже имеющиеся знания, но для начального курса лучше русскоязычный преподаватель.
Бывает, после занятия с носителями языка слушатели жалуются, что преподаватель не объяснил что-то, не исправил ошибки, не уделил должного внимания. Но у него и у нашего слушателя разные модели урока, со своей стороны он делал все правильно, только мы привыкли к другому: разные традиции образования, модели поведения преподавателя и ученика.
Но и запросы у слушателей бывают разные. Кому-то удобно, чтобы с него требовали пожестче, потому что он привык именно к таким отношениям с учителем или потому что без этой требовательности трудно заставить себя заниматься. Кому-то, наоборот, невыносим контроль, и общаться, даже с учителем, хочется только в режиме сотрудничества, равного партнерства. Так что вряд ли можно говорить об идеальном преподавателе, скорее о преподавателе, подходящем именно для этого ученика.

- Насколько полученное образование (ВУЗ, ученая степень, курсы повышения квалификации, сертификаты) являются важными при выборе преподавателя?

- К сожалению, но имя вуза и "крутизна" сертификата практически никак не влияют на качество преподавателя, однако уровень интеллекта и степень образованности играет большую роль.
Часто преподаватели, приходя к нам, претендуют на высокую оценку их опыта образования и работы. Однако количество сертификатов и других регалий свидетельствуют лишь о любви к учебе.
Важно любить обучать, а не только обучаться самому. Конечно, необходимо постоянно повышать свой профессионализм, но следует также понимать, каких именно знаний и умений не хватает.
Работая с большим количеством преподавателей (их в ДС более 170), выпускниками разных ВУЗов, имеющих опыт работы в различных образовательных учреждениях, мы поняли, что всего этого не достаточно для действительно качественной работы преподавателей. Мы постоянно проводили тренинги и семинары для преподавателей, стараясь повысить качество преподавания. Практика показала, что работать над отдельными аспектами не дает желаемых результатов, поэтому возникла идея создать DS University. В рамках нашего университета мы планируем обучение преподавателей по следующим дисциплинам: большой блок методический, технологии и особенности обучения детей и взрослых, конфликтология, тайм-менеджмент, личная эффективность, актерское мастерство, компьютерная грамотность и другие.

- Можно ли научиться быть преподавателем или им надо родиться?

- Главное любить свое дело - передавать знания и достигать результата, и, если не хватает опыта и знаний, их можно приобрести. Недостаток опыта - это недостаток быстропроходящий. Преподаватель - это актер - всегда с людьми, всегда на людях, всегда игра, и чтобы тебя признали как профессионала, надо постоянно работать над собой, надо трудиться, надо посвятить себя своей профессии, и тогда успех обеспечен.

 

 
 

Читайте также:

Курсы английского языка в BKC-ih
Сеть школ с Мировым опытом!

Гарантия!

Бесплатный пробный урок!

Индивидуальная программа

С любого уровня